Выбор масла для оппозитного воздушника
Выбор масла для оппозитного воздушника
Всем привет. Захотелось немного поподробнее осветить тему выбора масла для воздушных оппозитов, т.к. после сборки очередного мотора, каждый раз его владелец меня спрашивает: что туда заливать? Многие льют то что подороже и думают, что хуже не будет. К сожалению это не всегда так. В общем решил поразмышлять на эту тему, а чтобы ее не затоптали многочисленные любители Т3 (которых на форуме на порядок больше, чем любителей Т2), выложил ее здесь, а не в разделе Двигатели. Поехали...
Все прекрасно знают, как важна смазка для наших моторов, но у многих возникают затруднения при выборе масла. К тому же часто большинство забывает или не задумываются какую важную роль играет масло в охлаждении воздушных моторов…
Для начала посмотрим, что рекомендовал Фольксваген для воздушников в то время, когда они стояли на конвейере:
• Выше 0 град – SAE 30
• Ниже 0 град – SAE 10W
• Ниже -25 град – SAE 5W
Из этого вытекает первое утверждение: Наши моторы предназначались для работы с сезонными маслами. Но сезонные масла сейчас невозможно найти в автомагазинах, в отличие от всесезонных, которые заполнили полки…. Немного теории, чтобы понимать о чем идет речь.
a) Классификация SAE и показатели вязкости
«Сорт» масла определяется его вязкостью, что означает будет ли оно густым или жидким. Применяемые повсеместно международные нормы вязкости разработаны Society of Automotive Engineers, по другому мы это называем SAE.
По простому, вязкость это способность жидкости прилипать к стенке, т.е. чем больше вязкость, тем гуще жидкость и тем лучше она прилипает. Определяют степень вязкости, пропуская жидкость через определенные калиброванные отверстия. Чем быстрее масло протечет через калибр, тем более оно жидкое и тем меньше его показатель вязкости. Чем медленнее оно течет, тем более оно вязкое и густое.
Классификация масла по вязкости позволяет нам определять оптимальный диапазон его применения. На вязкость масла оказывает сильное влияние его температура, т.е. как не трудно догадаться, масло с низким значением вязкости будет эффективно при низких температурах, при этом оно потеряет свои качества, если температура возрастет. И наоборот, масло с высоким показателем вязкости будет корректно работать только при высоких температурах.
Вернувшись к нашим воздушным моторам, вспомним, что в эпоху этих моторов производились только сезонные масла, и в общем случае нужно было летом использовать летнее масло, а зимой зимнее Сегодня эта проблема практически решена, благодаря современным технологиям, позволяющим изготавливать всесезонные масла. Т.е. эти масла содержат в себе оба значения вязкости, одно на холодную, другое на горячую. Если совсем просто, то диапазон оптимального использования масла значительно расширился. Сорт современного масла определяется двумя цифрами: первая показывает вязкость масла при минусовых температурах (устанавливается при -17,8 град), а вторая цифра при его нагреве (т.е. его вязкость при длительном функционировании при высоких температурах, измеренная при 98,9 град)
Например, современное масло SAE 10W40, ведет себя на холоде как масло SAE 10, а в горячем состоянии, как масло SAE 40.
b) Масляные технологии
На современном рынке автомобильных масел различают 3 технологии его приготовления: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Считается, что минеральное наименее продвинутое, а синтетика наиболее продвинутое масло. В понятие полусинтетика входит все и одновременно неизвестно что, поскольку полусинтетическими считаются масла с содержанием синтетических масел от 1% до 50%. Однако важно понимать, что современные масла (синтетические и полусинтетические) разработаны для современных моторов, которые имеют диапазон рабочих температур намного меньше, чем наш воздушник. Совсем другие зазоры, и охлаждение полностью осуществляется за счет воды. Перевожу на русский: синтетические масла, а также, в меньшей степени, полусинтетические, являются атермальными. Для того, чтобы сохранять свои высокие смазочные свойства, при контакте с деталями мотора они адсорбируют намного меньше калорий, по сравнению с минеральными маслами.
Для нашей воздушки масло играет важнейшую роль в охлаждении мотора. Масляный радиатор в кожухе вентилятора установлен не для того чтобы охладить масло за его красивые глаза, а чтобы отвести калории, собранные во время циркуляции масла по системам мотора. С помощью минерального масла, имеющего очень высокие теплообменные свойства, трансфер калорий от металла к маслу, и затем от масла в воздух (посредством масляного радиатора), будет намного лучше, чем с помощью синтетического. Самое неприятное то, что даже с помощью самого лучшего в мире датчика температуры масла, нельзя ни в чем быть уверенным. Любой датчик всегда показывает только температуру масла и больше ничего, тогда как детали мотора намного более горячие! Использование синтетических масел может быть оправдано только в отдельных частных случаях (четверть мили, гоночные тесты…)
Есть еще один неприятный аспект при использовании синтетического масла. Его вязкость «на холодную» обычно имеет показатель 0 или 5, что делает практически невозможным предотвратить «потливость» наших моторов, оснащенных бумажными и картонными прокладками. Таким образом еще раз подтверждаем поговорку: лучшее враг хорошего. В 99% случаев минеральное масло лучше адаптировано х воздушному оппозиту, чем синтетическое и полусинтетическое.
c) Индикаторы качества
Теперь возникает следующий вопрос: какое масло выбрать из минеральных масел? Класс качества масел определяется нормами API (American Petroleum Institute), и обозначается двумя буквами SG, SH… Чем дальше отстоит вторая буква от начала алфавита, тем лучше качество масла. Если не ошибаюсь, самый высокий класс качества обозначается буквами SJ. Этот фактор почему то редко принимают во внимание, хотя он тоже играет существенную роль.
d) Конечный выбор
Теперь мы знаем, что надо выбирать всесезонное минеральное, качественное масло. Осталось только определиться с вязкостью. В общем случае, выбор состоит из трех вариантов:
10w40
15w40
20w50
Чтобы определиться с конечным выбором, надо принять во внимание возраст и степень изношенности мотора. Новый мотор или после капитального ремонта имеет зазоры достаточно плотные. Такому мотору нужно масло достаточно жидкое на холоде. Принципиальное преимущество жидкого масла это обеспечение отличного смазывания деталей во время первых оборотов коленвала. Более жидкое масло быстрее распространяется (наполняет) масляную систему, чем масло густое. Т.е. к данному случаю лучше подходят 10w40 или 15w40. И наоборот, для мотора более изношенного, с большими зазорами и с более слабым давлением масла, предпочтительно масло более тяжелое и густое, как 20w50.
Ну а марку (производителя) масла пусть каждый выбирает сам, исходя из собственных предпочтений. Но, лучше почаще менять масла не крутых марок, чем наматывать десятки тысяч, не меняя масло крутого производителя)))
Все прекрасно знают, как важна смазка для наших моторов, но у многих возникают затруднения при выборе масла. К тому же часто большинство забывает или не задумываются какую важную роль играет масло в охлаждении воздушных моторов…
Для начала посмотрим, что рекомендовал Фольксваген для воздушников в то время, когда они стояли на конвейере:
• Выше 0 град – SAE 30
• Ниже 0 град – SAE 10W
• Ниже -25 град – SAE 5W
Из этого вытекает первое утверждение: Наши моторы предназначались для работы с сезонными маслами. Но сезонные масла сейчас невозможно найти в автомагазинах, в отличие от всесезонных, которые заполнили полки…. Немного теории, чтобы понимать о чем идет речь.
a) Классификация SAE и показатели вязкости
«Сорт» масла определяется его вязкостью, что означает будет ли оно густым или жидким. Применяемые повсеместно международные нормы вязкости разработаны Society of Automotive Engineers, по другому мы это называем SAE.
По простому, вязкость это способность жидкости прилипать к стенке, т.е. чем больше вязкость, тем гуще жидкость и тем лучше она прилипает. Определяют степень вязкости, пропуская жидкость через определенные калиброванные отверстия. Чем быстрее масло протечет через калибр, тем более оно жидкое и тем меньше его показатель вязкости. Чем медленнее оно течет, тем более оно вязкое и густое.
Классификация масла по вязкости позволяет нам определять оптимальный диапазон его применения. На вязкость масла оказывает сильное влияние его температура, т.е. как не трудно догадаться, масло с низким значением вязкости будет эффективно при низких температурах, при этом оно потеряет свои качества, если температура возрастет. И наоборот, масло с высоким показателем вязкости будет корректно работать только при высоких температурах.
Вернувшись к нашим воздушным моторам, вспомним, что в эпоху этих моторов производились только сезонные масла, и в общем случае нужно было летом использовать летнее масло, а зимой зимнее Сегодня эта проблема практически решена, благодаря современным технологиям, позволяющим изготавливать всесезонные масла. Т.е. эти масла содержат в себе оба значения вязкости, одно на холодную, другое на горячую. Если совсем просто, то диапазон оптимального использования масла значительно расширился. Сорт современного масла определяется двумя цифрами: первая показывает вязкость масла при минусовых температурах (устанавливается при -17,8 град), а вторая цифра при его нагреве (т.е. его вязкость при длительном функционировании при высоких температурах, измеренная при 98,9 град)
Например, современное масло SAE 10W40, ведет себя на холоде как масло SAE 10, а в горячем состоянии, как масло SAE 40.
b) Масляные технологии
На современном рынке автомобильных масел различают 3 технологии его приготовления: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Считается, что минеральное наименее продвинутое, а синтетика наиболее продвинутое масло. В понятие полусинтетика входит все и одновременно неизвестно что, поскольку полусинтетическими считаются масла с содержанием синтетических масел от 1% до 50%. Однако важно понимать, что современные масла (синтетические и полусинтетические) разработаны для современных моторов, которые имеют диапазон рабочих температур намного меньше, чем наш воздушник. Совсем другие зазоры, и охлаждение полностью осуществляется за счет воды. Перевожу на русский: синтетические масла, а также, в меньшей степени, полусинтетические, являются атермальными. Для того, чтобы сохранять свои высокие смазочные свойства, при контакте с деталями мотора они адсорбируют намного меньше калорий, по сравнению с минеральными маслами.
Для нашей воздушки масло играет важнейшую роль в охлаждении мотора. Масляный радиатор в кожухе вентилятора установлен не для того чтобы охладить масло за его красивые глаза, а чтобы отвести калории, собранные во время циркуляции масла по системам мотора. С помощью минерального масла, имеющего очень высокие теплообменные свойства, трансфер калорий от металла к маслу, и затем от масла в воздух (посредством масляного радиатора), будет намного лучше, чем с помощью синтетического. Самое неприятное то, что даже с помощью самого лучшего в мире датчика температуры масла, нельзя ни в чем быть уверенным. Любой датчик всегда показывает только температуру масла и больше ничего, тогда как детали мотора намного более горячие! Использование синтетических масел может быть оправдано только в отдельных частных случаях (четверть мили, гоночные тесты…)
Есть еще один неприятный аспект при использовании синтетического масла. Его вязкость «на холодную» обычно имеет показатель 0 или 5, что делает практически невозможным предотвратить «потливость» наших моторов, оснащенных бумажными и картонными прокладками. Таким образом еще раз подтверждаем поговорку: лучшее враг хорошего. В 99% случаев минеральное масло лучше адаптировано х воздушному оппозиту, чем синтетическое и полусинтетическое.
c) Индикаторы качества
Теперь возникает следующий вопрос: какое масло выбрать из минеральных масел? Класс качества масел определяется нормами API (American Petroleum Institute), и обозначается двумя буквами SG, SH… Чем дальше отстоит вторая буква от начала алфавита, тем лучше качество масла. Если не ошибаюсь, самый высокий класс качества обозначается буквами SJ. Этот фактор почему то редко принимают во внимание, хотя он тоже играет существенную роль.
d) Конечный выбор
Теперь мы знаем, что надо выбирать всесезонное минеральное, качественное масло. Осталось только определиться с вязкостью. В общем случае, выбор состоит из трех вариантов:
10w40
15w40
20w50
Чтобы определиться с конечным выбором, надо принять во внимание возраст и степень изношенности мотора. Новый мотор или после капитального ремонта имеет зазоры достаточно плотные. Такому мотору нужно масло достаточно жидкое на холоде. Принципиальное преимущество жидкого масла это обеспечение отличного смазывания деталей во время первых оборотов коленвала. Более жидкое масло быстрее распространяется (наполняет) масляную систему, чем масло густое. Т.е. к данному случаю лучше подходят 10w40 или 15w40. И наоборот, для мотора более изношенного, с большими зазорами и с более слабым давлением масла, предпочтительно масло более тяжелое и густое, как 20w50.
Ну а марку (производителя) масла пусть каждый выбирает сам, исходя из собственных предпочтений. Но, лучше почаще менять масла не крутых марок, чем наматывать десятки тысяч, не меняя масло крутого производителя)))
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 0 Ответы
- 8614 Просмотры
-
Последнее сообщение idjenek